Преподаватели Челябинского энергетического колледжа им. С.М. Кирова на стажировке в Центре подготовки кадров «Татнефть»

12-18 августа эксперты Национального агентства развития квалификаций побывали на стажировочной площадке  в Центре подготовки кадров «Татнефть» в Альметьевске (Республика Татарстан), где проходили обучение преподаватели и методисты Челябинского энергетического колледжа им. С.М. Кирова 

Стажировка включала знакомство с инновационными технологиями, современным оборудованием реального сектора экономики, а также с отработкой практических навыков и выполнением практических заданий. В завершающий день стажировки преподаватели сдали демонстрационный экзамен.

«Задача стажировки в том, чтобы, изучив современное производство, новейшие технологии и оборудование, после возвращения в свой колледж преподаватели вместе с методистами реализовали проекты модернизации образовательных программ, адаптировав их согласно требованиям реальных работодателей», ‒ сказала заместитель генерального директора Национального агентства Ольга Лоцманова.

В рамках стажировки были организованы экскурсии на Фабрику процессов «ЦПК-Татнефть» в Альметьевске и Лениногорске, а также в Альметьевский государственный технологический университет «Высшая школа нефти». Преподаватели и методисты колледжа также познакомились с производственными процессами компаний «Таграс-ЭнергоСервис», «Татнефтегазпереработка» и «Татнефть-Энергосбыт».

Прохождение стажировки входит в программу повышения квалификации преподавателей колледжей и техникумов в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Программа, разработанная Институтом развития профессионального образования, обеспечивает актуализацию знаний и умений педагогических работников СПО, способствует формированию нового поколения преподавателей, мастеров производственного обучения, владеющих современных профессиональными технологиями.

«Национальное агентство принимает участие в организации и проведении стажировок преподавателей и методистов колледжей и техникумов в рамках федерального проекта “Профессионалитет” с 2022 года. Стажировки проходят на производственных предприятиях ‒ лидерах отрасли, оснащенных современным оборудованием и использующих передовые технологии», ‒ отметила заместитель генерального директора Национального агентства Алла Факторович.

В 2024 году НАРК организует стажировки для преподавателей СПО в машиностроении, металлургии, горнодобывающей, лесной, химической промышленности, топливно-энергетическом комплексе и строительстве. Всего на стажировки будут направлены более 1600 человек со всех регионов страны, включая новые территории.

Партнерами по стажировкам, которые примут преподавателей на своих предприятиях, станут Трубная металлургическая компания, СУЭК, Сибур, Еврохим, ГК «Татнефть», Металлоинвест, ГК «АКРОН», Нижегородский машиностроительный завод 70-летия Победы, Обуховский машиностроительный завод, АО «Группа Илим», «Мособлгаз», «Техприбор», «Уралпроммаш», Миасский машиностроительный завод, «Голос строительства», «Объединенные бумажные фабрики» и другие.

 «По заданию Министерства просвещения РФ стажировки не должны проходить в регионе расположения учебной организации. Как правило, преподаватели и методисты в рамках проекта “Профессионалитет” уже хорошо знакомы с организацией бизнес-процессов на предприятиях, входящих в учебно-производственный кластер своего региона. Цель же текущей программы стажировок – познакомить с новыми технологиями и оборудованием на предприятии в другом федеральном округе или регионе», ‒ отметила Ольга Лоцманова.

«Программа стажировки позволяет получить профессиональные навыки и компетенции, пройдя обучение непосредственно на рабочих местах. Стажеры приобретают новые знания об используемых на производстве технологиях. Это позволяет сократить разрыв между производством и учебными заведениями», ‒ подчеркнул директор Центра подготовки кадров «Татнефть» Евгений Титанов.

«Во время стажировки мы посетили производственные площадки и предприятия, где с нами делились знаниями специалисты разных уровней. Все прошло замечательно, мы узнали для себя много нового. После таких стажировок становится понятным, чему обучать студентов и что от них хотят видеть работодатели», ‒ сказала преподаватель Челябинского энергетического колледжа им. С.М. Кирова Олеся Козицына.

 

Источник - https://nark.ru/ 

 

 

 

 

13 мая 2024 года в ГБПОУ “ЮУрГТК” прошёл финал конкурса электронных портфолио карьерного продвижения студентов

13 финалистов представили свои портфолио и себя как потенциальных работников, продемонстрировали свои профессиональные намерения, профессиональные и "мягкие" навыки, карьерные планы. Защиту портфолио карьерного продвижения оценивало компетентное жюри: председатель жюри - Ольга Ивановна Статирова, начальник Управления профобразования Минобрнауки Челябинской области, представители работодателей: Провоторов Дмитрий Николаевич и Разумова Наталья Михайловна - Союз строительных компаний Урала и Сибири, Мошкина Арина Сергеевна - ООО "Голос", Халикова Гульнара Валеевна - ООО БЕТАТЕК, представители образования: Лещенко Евгения Анатольевна - базовый центр развития карьеры ЦОПП Челябинской области, Булаева Юлия Валерьевна - ГБПОУ ЮУМК, Коновалова Юлия Витальевна - центр содействия трудоустройства ЮУрГТК . Сердечно поздравляем всех финалистов с прекрасной защитой и желаем реализации амбициозных карьерных планов! Огромная благодарность руководителям специальности и преподавателям, реализующим курс по карьерному моделированию! Жюри - за поддержку мероприятия и ценную обратную связь! Всем выпускникам 2024 года - успешной ГИА и профессиональных успехов!!!

  

 

 Источник - https://vk.com/wall287248654_1063

 

 

 

 

 

Итоги предварительного отбора Всероссийского конкурса лучших практик подготовки кадров 2024

 

 

Уважаемые участники конкурса и болельщики!

15 апреля завершен предварительный отбор лучших практик практики профессиональной ориентации, поддержки трудоустройства, профессионального и карьерного развития обучающихся (школьников, студентов, слушателей программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования и т.д.), рабочих и специалистов среднего звена на рабочем месте, заявленных на участие во Всероссийском конкурсе лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Всего на конкурс поступила 141 заявка от организаций из 41 субъекта страны, в том числе 44 заявки от организаций-работодателей и 97 заявки от представителей образовательных организаций. 

По результатам экспертизы в полуфинал вышли 13 организаций:

  • Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский техникум связи» – практика «IT-каникулы для школьников»;

  • ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж» – практика «ВАЖНОЕ ДЕЛО»;

  • Саморегулируемая организация "Союз профессиональных строителей" – практика «Надежный фундамент для будущего!»;

  • филиал АО "Сетевая компания" Нижнекамские электрические сети – практика «Профессиональная траектория от школы до рабочего места»;

  • ГБОУ ДПО Центр "Профессионал" – практика «Кастомизированное обучение под запрос работодателя»;

  • СКБ Контур – практика «Партнерская программа бакалавриата СКБ Контур и УрФУ «Фундаментальная информатика и информационные технологии»;

  • Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства» – практика «Модель практической подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга: от идеи до реализации»;

  • Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский промышленный техникум» – практика «Движение на опережение!»;

  • ГБПОУ "Арзамасский приборостроительный колледж им. П. И. Пландина" – практика «VR-профи»;

  • Филиал Акционерного общества «Татэнерго» - Заинская ГРЭС – практика «Найди свое призвание»;

  • ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» – практики «Промышленный туризм «Tirus-Travel»» и «Профориентационный проект «Профессионально-индустриальный кластер «Перспектива»;

  • Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области "Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова" – практика «Проект по сопровождению профессиональной карьеры будущего педагога «Педагогический парк»;

  • Министерство труда и занятости населения Оренбургской области – практика «Технология карьеры».

На следующем этапе организациям-полуфиналистам при консультационной поддержке экспертов Национального агентства развития квалификаций предстоит подготовить развернутые описания практик, необходимые для их тиражирования.

Экспертиза - отбор в финальный этап пройдет до 31 мая, после чего финалисты представят свои практики на заседании жюри (дата будет сообщена дополнительно), которое  определит победителей и призеров. Следите за нашими анонсами и смотрите открытую трансляцию финала!

Благодарим всех участников конкурса. Электронные сертификаты об участии будут направлены по электронной почте, указанной в заявке.

Конкурс проводится Национальным агентством развития квалификаций при поддержке Минтруда России.  Практики победителей и призеров конкурса размещаются в базе данных лучших практик (https://bc-nark.ru/base).

 

 

 

 

 

 

 

 
На Форуме МАС обсудили будущее профстандартов
 
 
 

26 апреля в рамках 37-й Международной выставки информационных и коммуникационных технологий «Связь-2024» прошел 28-й Международный форум Международной академии связи «Цифровая трансформация. Связь будущего». На сессии «Развитие национальной системы профессиональных квалификаций» выступил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин

Шадрин рассказал о направлениях развития Национальной системы квалификаций (НСК) на ближайшие годы. В частности, рассматриваются инициативы по сокращению сроков утверждения профессиональных стандартов, внедрению гибких механизмов описания квалификаций. Эти меры позволят обеспечить динамическое реагирование нормативных документов на потребности рынка труда. 

Генеральный директор Национального агентства указал, что в настоящее время широко применяется механизм разработки профстандартов «снизу вверх», при котором инициатором создания профстандарта выступают работодатели и их объединения. В то же время должна существовать и процедура внесения изменений и по методу «сверху вниз», отметил спикер. Такой подход позволит актуализировать пакеты профстандартов, учитывая в них использование цифровых технологий, новых материалов и методов управления (например, бережливого производства).

Работа по профстандартам должна быть системной, убежден Шадрин. Для этого гибкость системы самих профессиональных стандартов должна подкрепляться такой же гибкостью образовательных программ. В качестве механизма, стимулирующего быстрое реагирование системы образования на требования рынка труда, спикер привел в пример совмещение государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации (ГИА-НОК).

В последние два года Национальное агентство совместно с Минобрнауки России и Рособрнадзором реализует пилотный проект ГИА-НОК в вузах. В 2023 году в нем приняли участие 29 университетов, совмещенный итоговый экзамен прошли более 800 студентов. 

В среднем профессиональном образовании проект ГИА-НОК реализуется уже несколько лет. При этом, если вначале «пилота» успешно сдавали НОК только 35% студентов колледжей и техникумов, то в 2023 году этот процент вырос до 65. По мнению спикера, этот результат стал следствием адаптации образовательных программ к содержанию профстандартов.

В ближайшей перспективе развитие института независимой оценки квалификации будет идти по двум основным направлениям, рассказал руководитель Национального агентства. Будет происходить дальнейшее внедрение обязательной НОК в профессиях, связанных с повышенными рисками. Кроме того, станут шире использоваться возможности подтверждать посредством НОК образование, полученное неформальным путем. 

Спикер также остановился на важной роли советов по профессиональным квалификациям (СПК) в развитии НСК. «Советы по профессиональным квалификациям – это структуры, обеспечивающие поддержку профстандартов, экспертизу федеральных государственных образовательных стандартов, разработку оценочных средств для проведения НОК. Это также очень важный институт, призванный помочь и в решении других задач, связанных с подготовкой кадров. Это и вовлечение работодателей в партнерство с образовательными организациями, развитие инструментов профессиональной ориентации», –– сказал Шадрин.

Также глава Национального агентства рассказал о деятельности структурного подразделения НАРК – Базового центра подготовки кадров, проводимых им мероприятиях и реализуемых проектов. Подробно он остановился на проекте БЦ «Кадры для высокотехнологичного предприятия», который сейчас реализуется в Красноярском крае и может быть масштабирован в других регионах.

Тема модернизации системы профстандартов была озвучена и в выступлениях других спикеров.

«Профстандарты – это живая система, активная, постоянно совершенствующаяся. Наша задача -сделать эту систему более удобной, более эффективной», – сказала старший научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России Ольга Прянишникова.

Одновременно Прянишникова отметила, что длительные сроки проверки и согласования профстандартов в большинстве случаев вызваны объективными причинами. В частности – качеством текста документа, созданного на этапе написания и обсуждения в профессиональном сообществе. 

Также представитель ВНИИ труда затронула тему двухуровневой системы профстандартов. Поскольку трудовые функции, трудовые действия, знания и умения, средства труда постоянно изменяются, было принято решение перейти на двухуровневую систему, сказала она. «Сохранится документ – профстандарт – в том виде, к которому мы привыкли, который и дальше будет рассматриваться и утверждаться как нормативный правовой акт. В комплекте с профстандартами предложено делать квалификационные характеристики, в которых будет отражаться отраслевая специфика», – пояснила Прянишникова.

Квалификационные характеристики будут разрабатываться и вводиться в действие профсообществами – советами по профессиональным квалификациям. После этого документы будут размещаться на общедоступном ресурсе, например, на программно-аппаратном комплексе «Профстандарт», пояснила эксперт ВНИИ труда.

Заместитель председателя СПК связи Юрий Мельников рассказал об опыте использования элементов искусственного интеллекта при разработке профессиональных стандартов. Разработка одного профстандарта требует свыше сотни часов рабочего времени, отметил он. С учетом того, что эксперты занимаются этой деятельностью факультативно, создание текста документа затягивается на месяцы. В это время выходят новые нормативные документы и регламенты, что приводит к устареванию текста.

Компания «Национальные квалификации» предложила испытать в этой деятельности искусственный интеллект. Для этого в ИИ загрузили необходимый набор документов для создания текста. Машине потребовалось полдня, чтобы сгенерировать нужный документ, сообщил спикер.

Как считает Мельников, полученный текст обладал характеристиками профстандарта – он содержал четыре обобщенные трудовые функции, 29 трудовых функций, а общий объем текста составлял около 40 страниц. При этом результат работы ИИ был внутренне непротиворечивым и связанным. Вместе с тем, указал спикер, текст имел и определенные недочеты.

Для улучшения результата работы ИИ, полагает зампредседателя СПК связи, требуется более детальное разделение общей задачи, а также дальнейшая доработка системы. 

Также на сессии выступили заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в сфере нанотехнологий и микроэлектроники Ольга Крюкова, заместитель генерального директора Ассоциации «СПКФР» по независимой оценке качества обучения Ирина Тараненко и другие.

Модератором мероприятия стала заместитель председателя СПК связи, заместитель генерального директора АНО «Центр обеспечения цифровой трансформации» Людмила Маторина.

 

Источник - nark.ru

 

 

 


 

Национальной системе квалификаций исполнилось 10 лет

 

Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета создания Национальной системы квалификаций

Потребность в формировании современной системы описания квалификаций возникла в период перехода к рыночным механизмам управления экономикой. К началу 2000-х годов описаниям самых молодых квалификационных характеристик в справочниках было более десяти лет, а средний «стаж» характеристик превышал два десятка лет. Как результат, профессионально-квалификационная структура подготовки специалистов перестала соответствовать запросам рынка труда. Образовательные программы расходились с актуальными потребностями работодателей.

Целью Национального совета стало формирование современной Национальной системы квалификаций для решения следующих задач:

  • обеспечение доступности для граждан и работодателей востребованных квалификаций, в том числе связанных с появлением прорывных технологий, профессий будущего;

  • интеграция институтов, направленных на получение и признание квалификаций, в единую Национальную систему квалификаций;

  • создание новых механизмов допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками для здоровья или ущербом для предприятий и окружающей среды;

  • обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда;

  • создание условий для международной сопоставимости квалификаций и совершенствование механизмов признания российских квалификаций за рубежом и иностранных квалификаций в РФ;

  • стимулирование использования современных квалификаций.

За период 2014-2024 гг. нормативная правовая база Национальной системы квалификаций была в целом сформирована. Был определен порядок разработки профессиональных стандартов и квалификаций, предусмотрен учет положений профстандартов при разработке программ высшего и среднего профессионального образования.

По состоянию на 1 января 2024 года был утвержден 1581 профессиональный стандарт и 3382 квалификации.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 были установлены правовые нормы проведения независимой оценки квалификации.

В рамках независимой оценки квалификаций выдано 312,1 тысяч свидетельств о квалификации, открыто 557 центров оценки квалификаций и 1464 экзаменационные площадки.

Ключевыми участниками Национальной системы квалификаций выступают:

  • Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

  • Национальное агентство развития квалификаций;

  • советы по профессиональным квалификациям.

В задачи Национального совета входят разработка предложений Президенту РФ в сфере государственной политики по подготовке высококвалифицированных кадров, экспертиза проектов законодательных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам развития системы профессиональных квалификаций, в т.ч. экспертиза профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов. 

С 2014 года председателем Национального совета является президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Учредителями Национального агентства развития квалификаций являются российская Федерация в лице Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, а также Российский союз промышленников и предпринимателей и Федерация независимых профсоюзов России. Генеральный директор Национального агентства – Артем Шадрин.

«Среди перспективных направлений развития НСК следует отметить повышение гибкости системы разработки и утверждения профессиональных стандартов, обеспечение соответствия требованиям профессиональных стандартов и квалификаций содержания профессиональных образовательных программ, развитие механизмов совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации в вузах и колледжах», – подчеркивает руководитель Национального агентства.

Национальное агентство реализует:

НАРК также издает журнал «Национальная система квалификаций России» и проводит совместно с Союзом журналистов России ежегодный Конкурс для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система квалификаций».

Национальное агентство обеспечивает формирование и ведение информационных систем НСК, включая Реестр независимой оценки квалификации

В соответствии с распоряжением Правительства РФ Национальное агентство выполняет функции Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров. 

Ежегодно Базовый центр проводит Всероссийский конкурс лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, на основе которого создается база лучших практик образовательных организаций и предприятий, ведущих успешную подготовку и переподготовку рабочих кадров.

Базовый центр также реализует ряд ключевых проектов:

Советы по профессиональным квалификациям (СПК) формируются по отраслям или видам профессиональной деятельности на базе объединений работодателей и профессиональных сообществ с участием представителей ведущих производственных компаний, образовательных организаций и профсоюзов.

СПК ведут разработку и актуализацию профессиональных стандартов и квалификационных требований, обеспечивают организацию независимой оценкой квалификации, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, осуществляют экспертизу федеральных государственных образовательных стандартов, мониторинг рынка труда по отнесенным к их ведению видам профессиональной деятельности и др.

На данный момент в России действуют 45 советов по профессиональным квалификациям, охватывающих практически все отрасли экономики и социальной сферы.

В числе руководителей СПК  – первый заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Александр Жуков (СПК в сфере управления и права), президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин (СПК торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности), президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль (СПК в здравоохранении), заместитель генерального директора АО «РЖД» Дмитрий Шаханов (СПК железнодорожного транспорта), президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров (СПК в сфере гостеприимства), вице-президент РСПП Александр Мурычев (СПК финансового рынка) и др.

В 2024 году пройдет ряд мероприятий, посвященных десятилетию НСК. В частности, запланированы проведение заседаний координационных советов по развитию НСК в субъектах Российской Федерации, подготовка тематических событий на ключевых экономических форумах страны. Сформирован Организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий, посвященных десятилетию Национальной системы квалификаций. 

Так, в ноябре этого года в рамках Форума-выставки «Российский промышленник» в Санкт-Петербурге состоится очередной Всероссийский Форум  «Национальная система квалификаций России», на котором будут подведены итоги развития НСК и рассмотрены новые стратегические цели и задачи

 

 

Источник -  bc-nark.ru