На заседании рабочих групп по наставничеству обсудили проект профстандарта «Наставник»

20 июля 2023 г. на базе Государственного университета просвещения прошло заседание рабочих групп «Наставничество на рабочем месте» и «Наставничество в образовании». На встрече обсуждались основные структурные элементы разрабатываемого профессионального стандарта «Наставник»: цели деятельности наставников и их трудовые функции, а также требования к подготовке и опыту работы. Результаты обсуждения станут основой для сборки версии профессионального стандарта «Наставник», готовой к публичному обсуждению. 

На заседании присутствовали представители корпоративных университетов и HR-служб крупных компаний, различных образовательных организаций, которые системно занимаются развитием наставничества в своих областях.

Любовь Сторчак, первый проректор ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», открывая мероприятие, отметила, что его целью является систематизация опыта и появление конкретных предложений в профессиональный стандарт «Наставник». Наставничество позволяет обеспечивать передачу знаний, умений и технологий, а также ценностей от профессионалов молодым специалистам, способствует устойчивости и преемственности корпоративной культуры. Поэтому важно через инициативы способствовать становлению и развитию института наставничества во всех отраслях. 

Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций во вступительном слове отметила сложность задачи разработки профессионального стандарта: наставники работают в организациях различных отраслей, размеров и форм собственности и для того, чтобы сделать понятный и полезный для всех документ, необходима консолидация профессионального сообщества. Она подчеркнула, что наступил момент перехода от дискуссии и полемики к формированию конкретных прикладных решений, которые будут способствовать развитию наставничества, институциализации его как профессиональной деятельности.

Представляя промежуточные результаты разработки профессионального стандарта в части наставничества в организациях-работодателях, Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций, обратила внимание на то, что профессиональный стандарт – своего рода конструктор-трансформер, из которого любая организация может собрать должностную инструкцию или программу подготовки наставников. И уже в процессе работы над документом важно думать об удобстве его применения: учитывать сложившееся или перспективное разделение труда, использовать конкретные формулировки, понятные не только методологам и HR-специалистам, но и самим наставникам.

Обсуждая вопрос необходимости описания в профессиональном стандарте деятельности специалистов, курирующих формирование и развитие системы наставничества в организациях, эксперты пришли к выводу о необходимости актуализации профессиональных стандартов специалистов по управлению персоналом, руководителей, советников по воспитательной работе и иных специалистов образовательной организации.

Анализ практики работы наставников в образовательных организациях показал, что прежде всего их деятельность связана с сопровождением проектной и исследовательской деятельности детей и обучающейся молодежи. Что касается наставничества педагогов и студентов, осваивающих педагогические профессии, то было решено, что оно будет описано не отдельно, а вместе с наставничеством для представителей иных профессий, поскольку имеет те же задачи, связанные с профессиональной и должностной адаптацией и профессиональным развитием, и совпадающий функционал.

В августе 2023 года проект первой редакции профессионального стандарта «Наставник» будет представлен широкой общественности, а также пройдут общественные обсуждения на уровне представителей региональных и федеральных органов власти.
 
Источник - https://bc-nark.ru/news/67691/ 

 

 

Алла Факторович дала комментарий газете «Коммерсант»

 

Источник: Статья «Больной вопрос», «Коммерсант»

Дефицит как врачей, так и среднего медперсонала по-прежнему остается актуальной проблемой для Петербурга. Эксперты уверены, что решать ее, среди прочего, необходимо на уровне подготовки кадров и дальнейшего увеличения зарплат

Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович поделилась своим экспертным мнением о том, что только увеличения абитуриентского набора для решения проблемы недостаточно.

Она считает, что также необходимо повысить качество подготовки студентов, пополнить учебно-лабораторный фонд, в том числе за счет современных тренажеров и симуляторов. Алла Факторович называет три актуальные задачи медобразования.

«Во-первых, необходимо оперативно обновлять образовательные программы с учетом профессиональных стандартов, внедрения новых технологий в деятельность медперсонала. Во-вторых, активно привлекать работодателей к разработке и реализации образовательных программ. В-третьих, создавать условия для развития компетенций педагогов через освоение ими программ дополнительного профессионального образования, в первую очередь через программы стажировок, которые должны обеспечить соответствие квалификации тех, кто учит, современному этапу развития медицины и здравоохранения», — конкретизирует Алла Факторович.

Ознакомиться со статьёй подробнее можно по ссылке https://www.kommersant.ru/doc/6068595

 

 

Консультационные семинары по вопросам применения НСК в подготовке кадров

Национальное агентство развития квалификаций 11 мая и 13 июня проведет очередные консультационные семинары по вопросам применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификации, развития взаимодействия работодателей и образовательных организаций в подготовке кадров.


Даты проведения:

  • 11 мая 2023 г., 10:00-12:00 ч. (по московскому времени)
  • 13 июня 2023 г., 10:00-12:00 ч. (по московскому времени)

Формат участия – онлайн.

Программа мероприятия будет сформирована на основе вопросов, которые поступили от участников при регистрации. Для ответов на профильные вопросы будут приглашены эксперты и представители отраслевых советов по профессиональным квалификациям.

К участию приглашаются представители региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования и в сфере труда, бизнеса, советов по профессиональным квалификациям, профессиональных образовательных организаций, региональных методических структур, молодые специалисты.

Участие в семинаре бесплатное.

Для участия в мероприятии, пройдите онлайн-регистрацию и задайте вопросы. Ссылка для подключения к семинарам придет на адрес электронной почты, указанный при регистрации.

Регистрация по ссылке - https://bc-nark.ru/events/konsultatsionnye-seminary-po-voprosam-primeneniya-nsk-v-podgotovke-kadrov/ 

 

 

Базовый центр провел семинар на тему НОК и профстандартов
 

13 июня на площадке Базового центра подготовки кадров состоялся консультационный семинар по вопросам применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификации, развития взаимодействия работодателей и образовательных организаций в подготовке кадров

В мероприятии приняли участие более 400 человек. На вопросы слушателей ответили эксперты и представители отраслевых советов по профессиональным квалификациям.

Заместитель директора Центра планирования и использования трудовых ресурсов Газпрома (ЧУ «Газпром ЦНИС»), представитель Совета по профессиональным квалификациям в нефтегазовом комплексе Мария Кашина рассказала об опыте применения профессиональных стандартов на крупных предприятиях отрасли.

Член Совета по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования, заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Надежда Прокопьева представила первые результаты внедрения обязательной независимой оценки квалификации в сфере строительства и ответила на вопросы о возможностях прохождения профэкзамена, поступившие в адрес организаторов семинара.

Председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина поделилась мнением о перспективах независимой оценки квалификации работников образовательных организаций, проведении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и актуализации профессиональных стандартов, проекте по совмещению государственной итоговой (промежуточной) аттестации и НОК.

Первый заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве Леонид Чернышов прокомментировал перспективы внедрения обязательной НОК в ЖКХ для специалистов компаний, управляющих многоквартирными домами, и в сфере управления отходами.

Ответственный секретарь СПК в горно-металлургическом комплексе Сергей Каменский рассказал о процессе актуализации отраслевых профстандартов.

Секретарь СПК в здравоохранении Владимир Плякин прокомментировал вопросы применения профстандарта «Врач анестезиолог-реаниматолог» и допуске врачей этой профессии к работе в составе выездных бригад скорой медицинской помощи.

Начальник управления развития профессионального образования Российского университета транспорта Елена Царькова поделилась опытом участия работодателей в разработке образовательных программ среднего профессионального образования в транспортной отрасли.

Ведущая семинара, руководитель Базового центра подготовки кадров НАРК Ольга Клинк ответила на блок вопросов, касающихся применения профстандартов в подготовке кадров и взаимодействия бизнеса и образования.

Запись семинара можно посмотреть по ссылке.

 

Источник: https://nark.ru  

 

 

 

 

Коллегия Минобрнауки вынесла на повестку развитие НСК

19 мая состоялось заседание Коллегии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2022 год и задачах на 2023 год». В работе приняли участие руководители Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, представители региональных органов исполнительной власти, вузов и крупных российских предприятий

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков затронул реализацию проектов «Передовые инженерные школы» и «Платформа университетского технологического предпринимательства», мероприятий нацпроекта «Наука и университеты», сопровождение программы по поддержке вузов «Приоритет 2030», создание научно-образовательных центров и университетских кампусов.

Фальков отметил, что новая система высшего образования предполагает существенную переработку действующего механизма. Вместо бакалавриата и специалитета будет осуществляться подготовка специалистов по базовому высшему образованию со сроком обучения от 4 до 6 лет. «Важно уйти от простого противопоставления специалитета и бакалавриата в сторону гибкости сроков в обучении в формате базового образования, потому что сроки обучения диктуются рынком труда, квалификацией, требованием работодателей. Форма тоже важна, но я бы не стал уделять ей гипертрофированное внимание. Кроме того, в новой системе важно четко развести образовательную ступень и профессиональные квалификации в документах об образовании, соблюсти баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда», — подчеркнул он.

«Одним из важных вопросов транслирования актуальных квалификационных требований, которые формируются рынком труда, в систему образования является учет содержания профессиональных стандартов, – сказала заместитель министра труда и социальной защиты Елена Мухтиярова. – Однако мы понимаем, что надо двигаться дальше».

Основными проблемами действующей системы профстандартов, по мнению заместителя министра, являются:

  • открытость системы разработки профстандартов, ставящая описание видов профессиональной деятельности в зависимость от разработчика конкретного документа. Такая ситуация обуславливает необходимость сохранения системы Единых квалификационных справочников, которые не обновлялись уже длительное время;

  • отсутствие в профстандартах информации о средствах и орудиях труда, технологиях работы, усложняющее разработку образовательных программ и средств оценки профессиональных квалификаций;

  • длительные сроки разработки, согласования и введения в действие  профстандартов, препятствующие гибкому реагированию на новые запросы работодателей.

В качестве одного из механизмов решения перечисленных проблем Мухтиярова назвала  создание двухуровневой системы профстандартов, состоящей из собственно профстандартов и их отраслевых профессиональных характеристик. Отраслевые характеристики могут разрабатываться силами заинтересованных сторон, рассматриваться советами по профессиональным квалификациям, носить рекомендательный характер. При этом подобные документы могут быть, по мнению заместителя министра, освобождены от утверждения нормативными правовыми актами. Возможно также создание системы микроквалификаций, содержащих конкретные требования к работнику для решения отдельных профессиональных задач, отметила Мухтиярова. В частности, владение микроквалификациями давало бы возможность студентам трудоустраиваться и накапливать опыт работы.

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в своем выступлении отметил, что в новых условиях крайне важной становится роль взаимодействия промышленности и науки. «Нам нужны качественные и быстрые новые решения в области подготовки инженерных кадров как для разработки, так и для управления производством. В этой связи мы были ярыми сторонниками передовых инженерных школ. Это очень важный проект. Рассчитываем получить специалистов нового уровня именно во взаимодействии образования и промышленности», — сказал он.

Помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко в заключительном слове подчеркнул, что при совершенствовании системы и в части науки, и в части высшего образования, нужно обеспечить преемственность, взяв из действующих механизмов весь положительный опыт. Также следует переместиться с позиции контроля отслеживания процесса к контролю его результатов.

При подготовке новости использована информация и фото из новостей официального сайта Минобрнауки России.

Источник: https://nark.ru