Архив новостей

 

Что означают возможные изменения в ЕГЭ

Попытка ввести общие правила игры в сфере образования встретила сопротивление тех, кто привык вручную вводить преференции

Единый госэкзамен ждут серьезные изменения. Министр образования Дмитрий Ливанов в интервью «Известиям» рассказал, что в ближайшие годы тестовые задания части А будут отменены. По иностранному языку, истории, литературе и другим гуманитарным дисциплинам вместо теста будет проводиться устный экзамен. Параллельно, по словам министра, будут внедряться новые технологии аттестации учащихся: экзамены по информатике переведут на электронную систему сдачи. В случае успеха специальные компьютерные программы разработают и для других предметов.

Официально речь идет о совершенствовании ЕГЭ — системы, представляющей собой попытку ввести общие для всех правила игры в важнейшей для развития страны сфере образования. Принцип равенства условий призван выпрямить искривления, связанные с естественными преимуществами жителей столиц, коррупцией и прочими издержками прежней системы. Нынешняя процедура сдачи госэкзамена далека от идеала, что показала серия скандалов, вызванных утечками в интернет ответов накануне экзаменов, досрочной сдачей экзаменов детьми чиновников, помощью учителей при написании работ, снисходительным отношением к использованию технических средств в некоторых регионах.

Ключевой вопрос: принято ли решение отказаться от принципа равенства условий или продолжать совершенствовать процедуры новой системы?

Чтобы усовершенствовать процедуры, предлагалось ввести видеофиксацию сдачи экзаменов, увеличить число общественных наблюдателей, проверять работы в других регионах. Кроме того, на усиление защиты заданий и контрольных материалов от преждевременной публикации планировалось выделить 300 млн руб.

Инициативы Дмитрия Ливанова последних месяцев предполагают шаги в разных, если не сказать диаметрально противоположных, направлениях. Передовые электронные технологии аттестации, при использовании которых труднее сфальсифицировать результат, применяются в ряде стран Запада. Однако, как отмечают эксперты Института образования ВШЭ, подготовка специалистов по разработке технологий компьютерного тестирования началась в России всего два года назад. Кроме того, она потребует значительных затрат и, вероятно, длительного периода внедрения и адаптации.

Это означает, что в ближайшие годы вместо совершенствования процедуры тестирования в рамках ЕГЭ вводится новая старая технология устного ответа. Она предполагает более высокую вероятность воздействия субъективных человеческих и иных факторов на результат экзамена. Есть и другие новации в процедуре поступления в вузы: учитывать средний балл школьных аттестатов, успехи учеников на предметных вузовских олимпиадах и даже результаты сдачи норм ГТО. Если суммировать эти инициативы, можно сказать, что чиновники, не выстроив одну процедуру, стремятся добавить новые, позволяющие модифицировать только что созданные институты и правила для их использования в привычном ручном режиме.

Источник: http://www.vedomosti.ru